Средства художественной выразительности Цели урока: 1. Закрепить понятие об однозначных и
многозначных словах, прямом и переносном значении слова. 2. Познакомить со средствами художественной
выразительности в речи: эпитетом, олицетворением, метафорой. 3. Формировать умение находить их в
текстах, использовать в своей речи данные средства художественной
выразительности. Наглядные пособия:
Компьютерная
презентация «Средства художественной выразительности».
Ход урока:
I. Организационный момент 1. Дата. 2. Классная работа. 3. Тема урока. 4. Цель урока.
II. Повторение 1. Орфографическая
и пунктуационная 5-минутка. Задание: запишите предложение под диктовку,
объясните орфограммы. При помощи схемы объясните пунктограммы. Пуховые облака торопятся,
толкаются, перегоняют друг друга и исчезают
в золоте весёлого солнца.    , , и . 2. Фронтальный опрос. - Продолжите незаконченные предложения: 1) Однозначные слова – это… 2) Многозначные слова – это… - Приведите примеры однозначного и многозначного слова из только что
записанного нами предложения. Докажите, что это однозначные и многозначные
слова. - Какое из данных значений многозначного
слова возникло раньше, т.е. является главным? Как такое значение называется? - Какое из данных значений многозначного
слова возникло позже, а значит, является второстепенным? Как такое значение называется? - Как вы понимаете выражение «переносное
значение слова»? III. Новая тема 1. Слово учителя Поэты и писатели, создавая свои произведения, часто используют переносное значение слова.
При помощи него они создают художественные средства выразительности, благодаря которым, текст
становится ярче, выразительней, красивей. Какие же это средства? 2. Самостоятельная работа учащихся с новой информацией по теме урока Что это за средства, вам предстоит
узнать самим с помощью этих листков. Мы разделимся на 4 группы: первые 3 группы
по 4 человека получат листки с информацией по новой теме, внимательно их
прочитают, решат, кто первые три счастливца будут по порядку пересказывать
текст, т.е. знакомить своих товарищей с новой информацией, а 4-ый делать вывод.
Время на работу 4 минуты. Остальные ребята внимательно прочитают
материал учебника на стр. 84. и найдут ответы на следующие вопросы. (Вопросы демонстрируются на слайде № 2). 3. Выступления групп ребят по новой теме. (Ответы сопровождаются
демонстрацией слайдов № 3,4,5,6). 4. Одновременные записи в тетрадь. (Запись в тетради должна соответствовать записям слайда № 7). IV. Закрепление 1. Выполните задание устно (Демонстрируется задание на слайде № 8) 2. Выполните задание устно (Демонстрируется задание на слайде № 9) 3. Выполните задание устно (Демонстрируется задание на слайде № 10) 4. Выполните задание письменно (Демонстрируется задание на слайде № 11) 5. Выполните задание письменно в группах Ощутите себя поэтом или писателем – создайте мини-зарисовку по данной фотографии,
используя эпитеты, олицетворения, метафоры. 6. Чтение своих работ группами.
V. Рефлексия Что в качестве ввода можно сказать по поводу изученной темы? VI. Домашнее задание. 1. Выбрать из учебника литературы 2 предложения, где есть эпитеты, 2 предложения, где есть
олицетворения, 2 предложения, где есть метафоры. 2. Или упр. 257 (списать, указать эпитеты, олицетворения, метафоры; начертить схемы к 1,4,8 предложениям).
|